Казахстан. Полуостров Мангышлак. Часть 2

Отъехав от зимовья километров на 6, поняли, что у И солнечный (или тепловой?) удар. Он еще вчера сильно устал, у него болели мышцы от попы до коленок, так сегодня он больше шел, чем ехал. Нужно сказать, что он вез 10 л воды, а это не такой уж легкий груз. Во всяком случае, когда мне перевесили одну 5литровую бутылку, заметно потяжелело, особенно на подъемах. В общем, мы устроили привал, т.к. И дальше ехать не мог, чувствовал слабость и т.п. Положили пенку, сверху спальник, сверх И, накрыли его зеркальной пенкой, чтобы отражала солнечные лучи, дали ему выпить валидола с глюкозой, на голову положили мокрое полотенце и оставили отдыхать. Сами мы расположились на спальниках рядом. Гуляли и валялись часов до 17. Нашли неподалеку колодец, набрали воды и помыли посуду.

Казахстан
Автор фото ninara © [CC BY 2.0]
Казахстан.

Глядя на солнце в пустыне вспоминаешь название «Белое солнце пустыни» и понимаешь, что оно действительно белое. Сегодня черепахи встречаются чаще, проехали какое-то зимовье. Затем опять тащились по полю, вышли на поляну, где много-много одиночных камней (больших и не очень). Солнце уже садилось (19-20), И опять стало плохо, так что решили остановиться на ночлег. Ветер сильный. Тут всегда сильный ветер, только к ночи немного стихает. Деревьев вообще не встречали. В этот вечер И опять сразу лег спать, но мы ему почти насильно скормили пакетик овсяной каши. Себе же сварили макарон, которые немного пригорели и стали макаронами с дымком. А потом, нарвав микрокустиков с длинными корнями, сварили на костре чаю. Еще попробовали пожечь кизяки, но они как-то не горели, а тлели (может недостаточно сухой был).

Небо было без облаков, очень много звезд. Тут уже видны созвездия, которых у нас не увидишь. Сегодня гораздо холоднее, чем вчера. Когда ложились спать, я аж тряслась от холода, потом вроде согрелась, но все равно ночью замерзала. Еще тут снится по несколько снов за ночь, наверно, потому что я несколько раз ночью просыпаюсь. Мы с В. спим в тамбуре палатки, который предназначается для велосипедов, а велики лежат на улице. По периметру тамбур обкладываем сумками, чтобы не поддувало и никто не заполз. И так все путешествие без происшествий спали, только в последнюю ночь нас сменила Л. Проехали около 15 км.

14.05.2009 Четверг

Проснулись около 7. Поели макарон, И. капризничает и отказывается есть, но удалось уговорить его съесть миску макарон. Проехали около 20 км до Таучика. Сперва шли по полю, там И. чуть не наехал на гадюку, но они друг друга испугались, и И. попятился назад, а змея начала шипеть и зарываться в нору. Дошли до шоссе. Я предложила застопить машину и узнать, можно ли по шоссе доехать до поселка, но В. сказал, что это бред, и мы поплелись в горы. Там чуть не заблудились. Заехали на какой-то рудник «Таушык», где ведутся бурильно-взрывные работы. Спросили там у людей, куда ехать: надо проехать вперед через рудник, а там в самом конце на дорогу влево, чуть дальше виден сам Таучик.

Сверху увидели, что к нему ведет асфальтовое шоссе. На подъезде к Таучику много мусора, все засрано – цивилизация. В город мы приехали к обеду, так что работал только один магазин. По дороге остановились спросить где магазин у старушки, но она нам что-то объясняла на казахском, изредка вставляя слова на русском. Из всего этого мы поняли, что магазин на обеде, но в городе есть пекарня. Посреди Таучика разбит парк с деревьями, но когда мы там были, он был закрыт, слева – памятник лошади с жеребенком, справа – мечеть. Слева от памятника и находится пекарня, там еще неподалеку большая вывеска – шубат, но нам так больше и не удалось попить шубата. В пекарне купили 4 хлеба по 50 тг и 4 булочки. Затем поехали в магазин, купили там еды и питья. Рядом с магазином есть мусорная яма, куда выбросили мусор. Затем пошли за водой. В Таучике (да и в Шетпе тоже) дома образуют двор, посреди которого вкопан резервуар для воды. Ее туда завозят. Мы спросили у местных, можно ли нам набрать воды, и они разрешили, рассказав, что недавно там проходила белорусская группа.

Вообще весь Таучик застроен одноэтажными домами и хозпостройками с почти плоской или плоской крышей. Есть несколько 2-хэтажных и 3-хэтажных домов – административные здания, садик, школа. Когда мы приехали в Таучик, в школе, видимо, закончились уроки и дети расходились по домам все такие нарядные, в белых рубашках. Здоровались с нами, а мы с ними. Из Таучика мы поехали направо в горы. Частично по полю, частично по дороге. Встретили дядечку на тачке, который звал к себе (у него белорусы 2 дня тусили), но мы поехали дальше.

Подъем в горы лежал по вырытой в горе дороге. Слева и справа возвышались меловые горы с разнообразными узорами, которые нарисовали вода и ветер, кое-где росли сиреневые цветы.

На самой вершине мы увидели море. Вообще ближе к морю растительность усилилась, но не особо. Даже не верится, что это ЦВЕТУЩАЯ пустыня. Что же тогда обычная пустыня?

На ночлег остановились на вершине. И, как обычно, сразу лег спать, съев овсянки с чаем (ему опять плохо, рвет), а мы соорудили из камней печку (ветра почти не было) и приготовили риса и чаю. Печка оказалась очень крутой и экономичной. В качестве дров использовали мини-кустики, их корешки, ветки кустиков покрупнее – деревьев-то нет. Проехали около 38 км.

15.05.2009 Пятница

Встали часов в 6, пока собирались и завтракали, мимо нас прошествовали по своим делам верблюды, а затем кони. Верблюды вообще любопытные – все время смотрят на нас, когда мы едем мимо, но если близко, то убегают.

Путь к морю был хорош тем, что дорога была асфальтовая и под горку, так что мы быстро проехали 6 км. Путь наш лежал в подземную мечеть Шакпак-Ата. Еще с места ночевки в монокль мы увидели нечто синее, похожее на мечеть, но это оказался частный дом. Не доезжая до мечети, в зимовье набрали воды.

Мечеть Шакпак-Ата расположена слева от синего дома, она как бы выбита в скале. Сверху стоит прямоугольная коробка (а-ля домик), внутри него дыра вниз.

Шакпак-Ата
Шакпак-Ата.

Возле мечети я впервые за путешествие увидела змею. Мы спустились вниз по скалам. Скалы очень красивы. Ветер и вода сделали их ажурными. Внутрь скалы выдолблены прямоугольники. Мы сначала подумали, что это комнаты, но потом оказалось, что это могилы: там была щель между камнями в полу, через которую виднелись кости. Внутри довольно большое помещение, на стенах различные арабские письмена, 2 комнаты застланы коврами – видимо для молений.

Внутри Шакпак-Ата
Внутри Шакпак-Ата.

Напротив мечети расположено кладбище. В сказал, что там, где воткнуты длинные палки с ленточками, похоронены шахиды – умершие в сражении за веру.

Кладбище возле мечети
Кладбище возле мечети.

И в это время сидел в тенечке у синего домика, т.к ему все еще было плохо. Нужно сказать, что он хорошо держался, ехал через силу и т.п. Я бы так не смогла. От Шакпак-Ата мы поехали к морю. Ближе к морю – больше змей. Растительность тут тоже попышней. Приехав, сразу начали купаться. В чуть не нанырнул на змею. В море много змей (мелких и крупных), так что купаться немного боязно, на песке полно волнистых следов.

Вода холодноватая, но купаться можно, правда, море на длительном расстоянии мелкое. И не купался, а лежал в теньке. Покупавшись и поев, поехали дальше. Сначала еле тащились по песку (по песку хуже всего, т.к. ехать невозможно, можно только тащить велик, но тащить сложнее, так как колеса погружаются в песок), но недолго. На дороге иногда лежали змеи, свернувшись клубочком, так что приходилось их объезжать, а иногда они переползали дорогу, так что приходилось тормозить и пропускать. Когда мы взобрались на гору, время шло к вечеру. Нашли ровное место для палатки, но там лежала змея. В решил ее убить и съесть. Зрелище еще то. Он кидал в нее камнями. Но она только злилась и шипела. В ход пошли камни крупнее. В итоге В прихлопнул ее большим камнем и перерезал пополам ножом. После он отрезал ей голову. Но даже после этого тело ее еще долго сокращалось. Мы с Л поставили палатку, В соорудил печку из камней. Поджарил змею. Она пахла рыбой, да и на вкус была похожа на рыбу. Такая жилистая, костистая. В принципе она была довольно худая, так что есть там особо было нечего. Проехали около 36 км.

16.05.2009 Суббота

Где-то часам к 12 доехали до Жыгылгана, что в переводе «упавшая земля». Это такая красивая котловина, внутри которой перемешаны скалы и зелень. Летает много птиц, мы видели удода – яркую птичку с хохолком.

И не мог пить ничего, кроме чаю (он считал, что его рвет из-за воды, но мы пили некипяченую воду, и все было ОК). Мы ему даже вечером заготовили бутылку чая, но ему от него тоже было плохо. У него, видимо, было обезвоживание. Так что мы соорудили печку и приготовили чаю. Спустившись вниз, а потом, взобравшись на гору, мы опять устроили привал и обед. С горы увидели зимовье и решили набрать там воды. Подъехав к зимовью, познакомились с дядей Сашей, который позвал нас к себе пить чай. Мы ему рассказали про И, и он вызвался его лечить: дал стакан воды с марганцовкой, затем И выпил чай и бульон из кубика. И лег на кровати и валялся, беседуя с дядей Сашей, пока мы ездили осматривать местную достопримечательность – Тамшалы.

Судя по различным описаниям, там нас ждало нечто необычное с красивой и густой растительностью. На деле же это оказалось небольшое озерцо, поросшее рогозом, в котором дно покрыто илом. Есть несколько деревьев. Все вокруг засрано туристами. Было 3-4 машины отдыхающих (суббота все-таки!). Разочаровавшись, мы поехали к дяде Саше за И. Дяди Саши не было, он пас баранов. И валялся на кровати, так что мы еще часа 2 ждали дядю Сашу, валяясь у него дома. Дядя Саша – сам белорус, 30 лет живет в Казахстане, уже 9 месяцев он никуда не уезжал. К нему иногда приезжают гости, но общения маловато, поэтому он уговаривал нас остаться на ночь, т.к. мы для него как телевизор. Но мы все-таки решили преодолеть подъем перед ночевкой. Кстати, у дяди Саши мы выяснили один вопрос: чем топят зимой. Топят навозом, высушенным за лето на солнце, по-казахски это называется кий. Также дядя Саша сказал, что от укуса змеи человек не умрет, просто опухнет та часть, за которую укусила, нужно выпить водки и все сойдет. Но вот маленький ребенок может не выдержать. А еще выяснилось, что в Казахстане водятся клещи (В думал, что их там нет), т.к. нескольких мы обнаружили на кошке.

На прощание дядя Саша подарил В и Л термокружки для чая, а я оставила ему книгу Достоевского «Униженные и оскорбленные». Распрощались, и мы поехали дальше.

Подъем был тяжел. Даже там, где было с горки, ехалось с трудом. Мы решили, что там залежи какой-то руды, которые сильнее притягивают. На подъеме встретили голландцев на машине с собакой, которые ехали в Тамшалы. На вершине также встретили казахов на машине, которые тоже ехали в Тамшалы. Палатку поставили на вершине, подальше от дороги.

17.05.2009 Воскресенье

Доехали до шоссе. Т.к. И все еще было плохо, он остался ловить машину, а мы поехали дальше. В этот день преодолели около 56 км и доехали до Сауры. Сауры нам понравились больше. Там гораздо чище, когда мы приехали, то там никого не было. Это небольшое озеро как бы внутри скал, недалеко от моря. Растут деревья. Щебечут птицы. Возле Сауры на берегу стоит разрушенный поселок, есть несколько жилых домов, недалеко – зимовье. Мы поехали к морю. Там на берегу стояло 2 автобуса, гуляли школьники, но вскоре они уехали. Вода была холодная (15 градусов), так что мы скорее не купались, а окунались. В нашел на берегу морскую черепаху: она вся в ярко желтую крапинку, лапы с перепонками, хвост длиннее, чем у сухопутных. На берегу поставили палатку. Пришло смс от И: он снял 2хкомнатную квартиру в Актау за 4000 тг в сутки (связь есть только в районе поселков, зимовий). Потом оказалось, что его подобрали кгбэшники, которые довезли его до города и помогли снять квартиру. Мы решили, что на следующий день нужно добраться до Актау, т.е. проехать 80 км.

18.05.2009 Понедельник

Ехать было тяжело. 10 км до шоссе, в основном в горку. По шоссе оказалось ехать не так просто, как мы думали: ветер дул в лицо и тормозил. Даже с горки невозможно было нормально ехать. Самый ужасный день. Я так измучилась, что почти стала велофобкой. Ехала еле-еле. Л угоняла вперед, а В тащился со мной, даже взял у меня рюкзак, чтобы мне легче было, хотя у самого тяжеленные сумки. Когда до Актау осталось 30 км, а мы совсем выбились из сил, застопили машину, которая довезла меня и Л до подъезда (мы забрали у В все сумки, чтобы ему легче было). По просьбе дядечек В довез дугой водитель, который вез их груз. Дядечки оказались нефтяниками, один – из Астрахани. Они сказали, что диких верблюдов в Казахстане нет, все чьи-то. Вода в Актау идет из Астрахани по трубопроводу. Пресная поступает по крану на кухне, а солоноватая – в ванну. По поводу обучения детей из зимовий, они сказали, что, скорее всего, у их родителей или родственников есть дом в городе или селе, куда их отравляют учиться. Еще они сказали, что в этом году дождей мало, поэтому пустыня не особо цветущая. Жаль. Доехав до Актау мы уже так ослабли, что даже не пошли гулять, а помывшись легли смотреть ТВ. И купил нам всяких вкусностей, так что даже в магазин пошли только за пивом.

19.05.2009 Вторник

Сегодня удалось оторвать жопы от дивана и телевизора и мы выбрались в музей (г. Актау, 9 мкр, здание Дельта Банка ).Стоимость билета 200 тг, для студентов — 70 тг. Довольно крутой музей. Много экспозиций в виде сценок, что я особо люблю. Потом погуляли по городу, по набережной. Сходили посмотреть на ДК Абая и ТЦ Казахстан — ничего особенного. Актау — довольно совковый город. Построен, как говорят, по петербургскому проекту. В нем нет улиц. Он разделен на микрорайоны, внутри которых отдельные дома. Похож на ветку: посреди города идет дорога, которая делит его на две части, а внутри этих частей микрорайоны делятся также дорогами. Дома подписаны, не как обычно мелкими буквами на уровне 2,5 м, а крупными на самом верху, причем цифры не краской нарисованы, а заложены в стену другим цементом. Деревья там приходится поливать каждый день. Вообще в городе полно рабочих, которые убирают мусор, ухаживают за растительностью, они все одеты в каски, а их лица закрыты платками. Гуляя набрели на экспериментальный ботанический сад, но внутрь не пошли.

Маяк на жилом доме в Актау
Автор фото Shalomanov © [CC BY-SA 3.0]
Маяк на жилом доме в Актау.

19.05.2009 Вторник — 24.05.2009 Воскресенье

Во вторник немного покатались по городу и сходили к мечете. На обратном пути ничего особо интересного не было. Всего за поездку проехали около 350 км.