Казахстан. Полуостров Мангышлак. Часть 1

Планировать поездку в Казахстан начали, наверно, в конце зимы. Было решено на лето (с мая по октябрь) уволиться, чтобы не просидеть всю жизнь на работе, и попутешествовать. Было 2 варианта, куда поехать: А) на Мангышлак Б) в горы на восток, Алма-Ату. Я решила, что моя физподготовка не настолько хороша, чтобы ехать в горы, и мы двинули на Мангышлак. Желание туда поехать росло при прочтении различных отчетов оттуда и просмотра фотографий. По сути, Мангышлак пустыня, которая расцветает в апреле-мае, т.к. в это время там идут дожди, а также брачный сезон у черепах и каких-то ядовитых пауков (то ли каракуртов, то ли тарантул), полно змей, ползают скорпионы…

Верблюды в Казахстане
Автор фото Im Thomas © [CC BY 2.0]
Верблюды в Казахстане.

Набралось нас четверо: я, В., И. и Л. Из Минска.

08.05.2009 Пятница

Поездка началась с трудностей. Встретившись с И., который должен был взять палатку, увидели за его спиной огромный тюк. Это и была палатка. Он говорил, что возьмет 3,5-килограмовую палатку с 2 комнатами, в которых можно стоять в полный рост. В принципе палатка была такой, но весила 10 кг. Нам такой лишний груз брать с собой было нельзя, т.к. на Мангышлаке нужно возить с собой много воды и еды. Магазин будет только в первой половине пути, а ехать дней 14. Начались судорожные поиски палатки поменьше, которые закончились тем, что В. попросил маму привезти другую палатку. Мама подоспела к самому отправлению с 2-х местной велопалаткой с большим тамбуром, а ту огромную забрала. Теперь появилась проблема, как 4-ым уместить в 2-х местную палатку. Можно было спать в тамбуре, но была опасность, чтобы не заползли какие-нибудь пауки, змеи и прочие гады.

Но проблемы на этом не закончились… Проводники, увидев наши велики, начали вредничать и требовать квитанции об оплате багажа. Но по правилам перевозок велики можно перевозить в счет ручной клади, если они без мотора, разобраны и упакованы. Хорошо еще, что у нас была распечатка с сайта РЖД, где все это написано. В итоге пошли на разборки к начальнику поезда, который дал нам добро. Но после этого проводники захотели, чтобы мы сняли не 1 колесо, а 2 и т.д. Но велики были быстро возложены между третьими полками (у нас, к счастью, было отдельное плацкартное купе), запакованы пакетами, и к нам особо больше не приставали. Естественно, что настроение было подпорчено, особенно потому, что нам с ними ехать еще 3 дня. Хотя потом все было хорошо. В дальнейшем каждый пограничник и проверяющий спрашивал: «Что это у вас там?» — «Велики», а проводник добавлял: «У них разрешения все есть» — «Да мне пофиг на разрешение, лишь бы ничего запрещенного не везли». Мы сначала думали, что проводники хотят чтобы им денег дали за велики, но потом решили, что на самом деле они боялись, что им за это влетит. Короче, не хотели проблем.

Постель мы тоже брать не стали, т.к. у нас были спальники, и это тоже потрясло проводников: «Три дня же ехать! Вы так по всему свету путешествуете?»

Поезд был чистый, народу в вагоне мало. Окна открывались в нескольких купе, но всю дорогу облачно, так что жары мы не ощутили.

09.05.2009 Суббота

Сквозь сон слышу, как 10-й раз кто-то предлагает «носки, наколенники, шали». Пытаюсь понять, зачем в поезде носить и предлагать одну и ту же продукцию. Ведь от станции до станции народ не меняется, а вероятность того, что купят со 2-го, 3-го раза уменьшается, да и не велика. Затем начали ходить бабушки и просить денег и хлеба, т.к. праздник. В. дал одной мелочь, а потом она еще у меня хлеба попросила – дали буханку. Другая обменяла деньги на соленый огурец. Больше не было. В поезде время проводили за разговорами, игрой в карточную стратегию MAGIC и чтением. Заполнили миграционную карточку. По закону прибывающий в Казахстан должен явиться в течение 5 рабочих дней с миграционной карточкой в органы по месту пребывания и зарегистрироваться там (в карточку ставится печать и заполняются кое-какие поля). Карточка выдается бесплатно. Вечером были на таможне, где в окно поезда посмотрели салют. Прошли российскую и казахстанскую таможню. Легли спать.

10.05.2009 Воскресенье

Утром нас разбудил проводник, сказав, что таможня. Каким-то образом мы опять возвращались в Россию, а затем, через некоторое время, опять вернулись в Казахстан. Около 14 часов по местному времени мы прибыли в Актобе (Актюбинск по-русски). Здесь поезд, точнее те несколько вагонов, которые от него остались, стоял 6 часов, т.к. его мыли, прицепляли другие вагоны и т.п. В поезде менять деньги мы не стали. Оставив И. с вещами, пошли в город искать обменник. Было 10 мая, воскресенье, праздничный день, все замеченные банки не работали. У вокзала стоял дядя-меняла, который сначала предложил один курс, но когда мы сказали, что сначала в обменнике посмотрим, сразу предложил другой, более выгодный. Но мы решили не рисковать и поменяли в обменнике (1 руб = 4,4 тенге), взяв на всякий случай квитанции. С казахстанскими деньгами пошли в магазин. Цены примерно как у нас, нам даже показалось, что дороже.

Вернувшись в поезд В. поменялся с И местами, и мы пошли гулять. Нашей целью была мечеть. Мы спросили, как до нее дойти, но нам сказали, что идти долго и путано, нужно ехать. Мы и сели на маршрутку (25 тенге), но проехали всего 2 остановки, что пешком минут 30 максимум. Если встать лицом к вокзалу на путях, то нужно идти назад и держаться левее, там будут ворота, через них выйти в частный сектор и двигаться вперед; а там можно у прохожих спросить. Вообще ее частично видно из поезда – смотреть влево. Мечеть, видимо, новой постройки, напротив через дорогу – православная церковь. Походить по мечети нам не разрешили. Нас повеселила надпись на табличке у мечети «Семечки не грызть!»

Мечеть в Актобе
Автор фото Есет Бибіталин © [CC BY-SA 2.0]
Мечеть в Актобе.

После мечети мы направились через дорогу в парк аттракционов, где решили прокатиться на колесе обозрения (120 тг), которое было ужасно ржавым и скрипучим, так что было даже страшно, когда кабинку перевешивало на какую-нибудь сторону. Весь город видно не было – только ближайшие окрестности. После колеса вернулись в поезд, где В сменил И, и мы еще немного погуляли по городу. Начался дождь, мы купили 3 бутылки местного пива «Кружка Свежего» и вернулись в поезд. 2 бутылки выпили без проблем, но как только начали открывать 3-ю — как джин впервые за всю поездку появился милиционер, который позвал И и В в купе проводника с документами. Я быстренько ликвидировала пустые бутылки и пиво. Но все закончилось благополучно, убедившись, что водки нет, менты отпустили ребят. Кстати, по казахстанскому КоАП пить пиво нельзя и на улице (по российскому – можно).

Актобе похож на обычный совковый город, население в основном казахи. Круто то, что на улицах много детей играют в мяч и прочие игры. Часть названий на русском языке, часть — на казахском. Часто к русским словам добавляют «сы» или «сi»: кафе сi, стоматологиясы… Если будет желание сходить в музей, то он находится в конце улицы, которая идет прямо от вокзала, с левой стороны.

11.05.2009 Понедельник

Пока ехали в поезде до Шетпе, многие пассажиры, да и проводники, предупреждали нас об опасностях: волки, ядовитые пауки, змеи, а главное – злобные местные жители… На платформе, когда мы высаживались (22-40), вокруг нас образовалась толпа, все смотрели, что мы делаем, помогали нам вытаскивать вещи, желали счастливого пути. Одна женщина взяла мой телефон и обещала прислать смс, чтобы в Актау мы могли у нее остановиться, а перед самым отправлением дала мне иконку Святого Николая.

Мы решили не тратить денег на гостиницу и выехали за город на пару км. Хорошо, что вокзал расположен при въезде в город, и ехать далеко не пришлось, ведь было уже темно и плохо видно. Палатку поставили между авто и ж/д дорогой, так что всю ночь слышали, как что-то проезжает мимо. Спали тревожно, т.к. нас уж очень сильно предостерегали. И. лег в тамбуре, а мы втроем – внутрь палатки. Как-то ночью Л вскочила, т.к. к ней кто-то заполз, а я уж подумала, что нападение…

12.05.2009 Вторник

Встали часов в 7, собрали вещи. Поели печенья и поехали в РОВД Шетпе за регистрацией. По дороге многие интересовались, куда мы едем, желали счастливого пути, так что слухи о местных жителях как о злобных людоедах не оправдались. В РОВД пробыли около часа. Все прошло без проблем. Платить за регистрацию не надо. Старший группы (у нас им стал В) написал заявление: Прошу временно зарегистрировать велосипедную туристическую группу в составе 4х человек из России и Белоруссии (ниже паспортные данные каждого). Потом нам поставили печати и период регистрации в миграционные карточки, и мы поехали. От полицейского узнали, что с 30 апреля по 15 мая у них зарегистрирована группа 6 пеших туристов из Белоруссии. Гражданам России и Белоруссии визы и загранпаспорта для въезда в Казахстан не требуются, но наш регистратор этого не знал и звонил куда-то консультироваться.

Когда выезжали из города на самой окраине попросили у людей воды, они сказали, что можно набрать в колодце. И только мы открыли колодец, как туда упало ведро. Оказывается, оно висело там и держалось за счет того, что крышка прижимала веревку. Нам стало очень неловко, пошли в дом, оттуда вышла женщина и помогла нам достать ведро, с ней вышел маленький мальчик. Он по-русски не понимал. В итоге у нас с собой было около 20 л воды.

Из города вела асфальтовая дорога (около 17 км), а затем начался грейдер (дорога из камней и песка, земли), ехать по которой было ужасно, так как дико трясло, да и особо крупные камни нужно было объезжать. Я все время отставала, особенно на подъемах. Если горка была покруче, то мы даже не ехали, а везли велики вверх. Природа вокруг красивая, холмы похожи на усеченные конусы или трапеции, частенько встречаются розовые горы. Солнце особо сильно не жарило, но к концу дня у И были обгоревшие руки и ноги, хоть он и мазал их защитным кремом. По дороге видели несколько кладбщ. Издалека они похожи на селения.

Проехали гору Шеркалу. Обеденный привал устроили возле каких-то камней, за которыми нашли чуток тени. После обеда доехали до водопоя, в котором плавала пиявку, но рядом била вода из трубы, так что мы решили принять долгожданный душ. Вода была холодной и немного попахивала. Как только начали купаться, приехали полицейские. Я думала, что вот сейчас нас и оштрафуют за голый вид (много мы прочитали о том, как тут все коррупционно, и что на всем делают деньги), но полицейские просто пораспрашивали кто, куда, пожелали счастливого пути и уехали, так что мы спокойно домылись.

Гора Шеркала
Автор фото Valeria Bolotova © [CC BY 2.0]
Гора Шеркала.

После купания наш путь лежал через поле. Сначала была дорога, но постепенно ее не стало. Ехать по полю и грунтовкам, за исключением мест с песком, лучше, чем по грейдеру, т.к. поле представляет собой выжженную землю, корку, на которой растут небольшие кустики и кочки из травы и колючек. По дороге встречали много ящериц, однажды – черепаху.

Под вечер наш путь лежал через такыр. Такыр – это такой кусок земли, где ничего не растет, а после дождя там вроде как образуется лужа, но когда она высыхает, то земля становится похожа на то, что показывают в фильмах ужасов про опустынивание, такие трещины повсюду. Едешь как по пластиковой корке, которая от давления разрушается. По полю и такыру мы в основном шли, ехать было сложно, отчасти из-за сильного ветра, которым дул в лицо и заметно гасил скорость и увеличивал усилия.

Хорошо, что взяла очки от солнца: они спасали от ветра и солнца. Иначе пришлось бы щуриться. Вообще, если у кого линзы, то лучше брать еще какие-нибудь увлажняющие капли, так как там заметно сушит (даже влажные салфетки за день высыхают). Из одежды я бы посоветовала взять легкую кофту/майку с длинным (чтобы не сгореть) или коротким рукавом, или обе, шорты или легкие брюки, теплую кофту, ветровку от дождя и ветра, панамку или велошлем. Вообще днем тепло. Даже жарко. Ночью в основном тоже тепло. Но бывает и холодно, так что и теплых вещей нужно взять обязательно. Из обуви лучше брать кроссовки, в них не так страшно наступить на змею или паука, чем в босоножках, но хорошо проветриваемые. Но в принципе, можно и в босоножках ездить.

На ночь мы устроились около небольших горок, костер жить не из чего. Были подходящие кустики, но за ними нужно было идти, а мы так устали… В итоге поставили палатку со всеми растяжками, т.к. очень сильный ветер. В это время В нашел кусок раковины аммонита (моллюска, который вымер 65 млн лет назад), окаменелый такой, тяжелый. На ужин варили гречку с морковкой, луком (их мы купили в сушеном виде, что значительно облегчило их вес) и китайскими грибами на горелке, прячась от ветра внутри палатки. И есть отказался и сразу лег спать, а мы еще попили чаю и недолго посмотрели на ночное небо. Проехали около 54 км.

13.05.2009 Среда

Встали часов в 7, поели гречки, оставшейся с ужина (готовили мы сразу на вечер и утро, чтобы экономить газ), но всю не съели и остаток взяли с собой, попили чаю. Воды почти не осталось. И опять отказался есть. Выехали ближе к 8 утра, проехали мини-кладбище и заехали в зимовье Торыс.

Там нам дали воды и попробовать шубата – напитка из кислого верблюжьего молока, похожего на кефир. Всем, кроме И, понравился, так что мы купили 1,5 л сладкого шубата за 450 тг. А местного малыша угостили конфетами. Зимовье представляет собой одноэтажный дом, построенный при совке (там почти все дома одноэтажные, низенькие), хозпостройки, загон для верблюдов. В это день верблюдов стригли.

Шубат
Автор фото upyernoz © [CC BY 2.0]
Шубат.

Хозяева живут там круглогодично. Арендуют землю на 50 лет, держат наемных рабочих. По их словам, зимой там особо не холодно, снега мало, а верблюды едят те же колючки, только без листьев. Еще они рассказали, что в том году к ним тоже заезжали велосипедисты, а с ними был журналист из журнала «Вокруг света», так что в нем вышла о них статья. И журнал с этой статьей им прислали.