Самостоятельное путешествие по Египту

Здравствуйте, уважаемые читатели. Кто-то из Вас возможно читал мою недавнее описание поездки по Северным регионам России, которую я совершал 15.08.14 по 15.10.14. И вот четвертого января 2015 года я уже в Египте, готовый за две недели исколесить эту небольшую страну вдоль и поперек (что вполне получилось). Меня зовут Александр, 39 лет. Живу в Рязани. Жену зовут Юля.

Ехать мы решили с женой примерно недели за три до вылета. Сделать задумали так. Взяли тур на двоих с отелем три звезды в Хургаде сроком на 15 дней с завтраком и ужином, перелетом туда и обратно. Тур стоил 36000 рублей. Хотели лететь самостоятельно в Александрию, но к сожалению перелет только туда на одного человека самый дешевый стоил 26000 руб.
Готовить поездку я начал недели за две до вылета. Египет — это колыбель цивилизации, где найдено и отреставрировано множество языческих храмов, сохранилось первое чудо света — пирамиды и Сфинкс. Так же страна полна артефактами более позднего средневекового периода.

Три пирамиды
Три пирамиды.

Итак, отпраздновав Новый 20015 год, собрав необходимые вещи, 5-го января в 1 час ночи по египетскому времени мы приземлились в аэропорту города Хургада, а в три часа уже легли спать в нашем отеле «Захабия». Проснувшись и позавтракав мы, как было заранее оговорено, решили денек осмотреться, так как никогда раньше не были в Египте. Было довольно прохладно, где-то 13-15 градусов. Осмотрели отель и территорию, пошли на отельный пляж, который нам не очень понравился. Купаться было прохладно, людей на пляже было немного. Повалявшись с часок, мы отправились в город. Походили немного, немного поездили на такси, так ничего особенного и не поняв, нашли офис компании Эль Гуна, которая заведует всеми поездками в Каир и другие города, узнали расписание и пошли в отель на ужин. Семейный совет решил ничего не откладывать и ехать в Каир в 1 час ночи. Поужинав, собрав вещи, погуляв по вечерней территории отеля, мы отправились в 24 часа на станцию. В 1 час ночи, без опоздания мы отправились в Каир в полном автобусе граждан арабской национальности, в котором должны были оказаться примерно в 7 утра. Билет на одного 90 фунтов (700 руб.). Автобус вполне комфортабельный. Кстати, в Хургаде почти все говорят на английском, а многие и на русском, что придало нам уверенности для самостоятельной поездки по Египту.

В автобусе на пирамиды
В автобусе на пирамиды.

В Каир мы приехали в 7 ч. 30 мин. утра, прямо в самый что ни на есть центр города — площадь Мидан Тахрир. На автобусной станции встретили русскоговорящего араба, который правда не сильно знал Каир. Сам он из Шарм-эль-Шейха. На такси мы за 10 фунтов (80 рублей) доехали до улицы Талаат Харб, где находится много недорогих отелей. Пройдясь по нескольким, мы остановились на отеле Tulip, который находился непосредственно на площади Талаат Харб. Отель в жилом доме, начинается с третьего этажа. Номер был на пятом этаже, вполне хороший номер. Стоимость с двоих 130 фунтов сутки (1000 руб.). Входит завтрак. На прекраснейшем английском нам объяснили как добраться до пирамид.
Выходим, пошли пешком (5 минут) до площади Мидан Тахрир, оттуда ходят автобусы до Гизы (там пирамиды). Гиза — это окраина Каира. Идем, разговариваем на русском. К нам подкатывает прилично одетый мужик лет пятидесяти. На английском все у нас спросил и вызвался помочь. Сначала отвел нас перекусить и попить чаю за дешево. Потом поехал с нами на пирамиды. Автобус ходит с Мидан Тахрир, но площадь очень большая и откуда именно — трудно запомнить. Ехали мы долго. Рассматривали Каир. Мужик все говорил нам про то, что по пирамидам лучше всего ездить на верблюдах, от чего мы отказывались. Но он притащил нас к южному входу, где как раз были офисы фирм, предоставляющих верблюдов и лошадей. Хозяин верблюдов заломил нам крутую цену и мы благополучно послали его. Поняв после этого случая, что мужик, который с нами, наверное будет действовать не бескорыстно. В интернете было прочитано множество статей про вымогательство арабами с туристов денег, но и множество статей, как с этим бороться. Мы решили отделаться от нашего нового друга. Поехали с северному входу (главный вход, за которым пирамида Хеопса). Наш дружбан нам заявляет, что готов ходить с нами по пирамидам за 300 фунтов (2400 руб.). Мы благодарим его и посылаем подальше. Он спрашивает, сколько мы ему заплатим сейчас, и мы уже посылаем наглеца безо всякой благодарности. Пошли ко входу уже без нашего друга. У входа какой то чудила привязался к нам, чтобы ехали по пирамидам на лошади, но все было напрасно. Билеты дорогие — 80 фунтов с человека за посещение территории пирамид и 40 фунтов за то, чтобы влезть в одну пирамиду. Итого 120 фунтов с человека, почти 1000 руб. Пирамиды трудно описать, их надо видеть.

Пирамида Хеопса
Пирамида Хеопса.

Огромные, многотысячелетние строения просто завораживают. Здесь, в этом месте великие правители, возомнившие себя богами, сгоняли народ на постройки огромных гробниц для упокоения одного человека. Насколько же велика была их власть! Остановлюсь на нашем посещении самых древних сохранившихся строений в мире. Первая стоит пирамида Хеопса. Дальше еще много пирамид. Мы обошли их все. Посмотрели сфинкса. Слазили внутрь одной из гробниц. У первой пирамиды сразу же начинают одолевать арабы. Один провожает, все рассказывает, десять предлагаю что-нибудь купить, еще несколько предлагают покататься на верблюдах и лошадях. Это излишнее внимание очень мешает. Полиция сосредоточена у входа на территорию и у входа в пирамиды. Причем строго все поделено. Как только мы прошли территорию пирамиды Хеопса, сопровождавший нас араб отстал, не успев попросить денег и тут же подошел другой, который стал нас сопровождать по территории второй пирамиды. Он уже денег успел попросить, но ничего не получил. Жена за 20 фунтов покаталась на верблюде. И дальше мы пошли по всей территории. Чем дальше, тем меньше арабов и приставаний.

Жена на верблюде
Жена на верблюде.

У последней пирамиды мы видели только вдалеке несколько арабов на верблюдах. Вернувшись, мы слазили в одну из гробниц. Пошли к сфинксу, тут все осмотрели. Далее пошли к пирамидам цариц. К нам привязался смотритель и везде нас проводил, показал самые отдаленные уголки, все рассказал, сводил в комнаты, где сохранились настенные рисунки, за что получил от нас 20 фунтов, хотя просил пятьдесят. Погода, правда подвела. Периодически поднималась песчаная буря, но ничего, пережили.

С пирамид мы вышли где-то часа в три дня и тут же встал вопрос — как ехать обратно. Дошли до остановки, кое как-нашли англоговорящего араба. Где-то седьмой, остальные не говорили. При езде туда мы видели Макдональдс. Нас посадили на маршрутку и мы за один фунт (восемь рублей) доехали до кафе. В Макдональдсе все дорого, но мы все-же поели. Выйдя снова на остановку, мы так-же нашли русскоговорящего араба, который посадил нас на маршрутку до Мидан Тахрир. Ехали долго. Была сплошная пробка. Ни светофоров, ни знаков. Машины битые все, причем их никто не ремонтирует. Все сигналят. Прежде чем сделать маневр, подается сигнал. Все очень громко разговаривают. Шум невообразимый. Приехали на площадь где-то в 17 ч. 30 мин., пошли искать дорогу к отелю. Кое-как нашли. Кругом торговля, все орут, зазывают, спорят, заманивают, сплошное сумашествие. Первый день жестко привыкали. Показалось мало, поехали на рынок Хан-аль-Халили. Рынок огромен, несколько кварталов, есть все что угодно. От зазывания, предложений, сплошного ора опухла голова. Поехали в отель и где то в 20 ч. 30 мин. и рухнули спать. Так закончился наш первый день в Каире.
Второй день начался в 8 часов утра. Мы встали, позавтракали и в 9 утра были уже у Египетского музея. Народу было очень много. Стояло множество автобусов и люди были из разных стран, и что нас порадовало, русскую речь мы слышали тоже. Купив билет за 75 фунтов, пройдя контроль на входе и сдав фотоаппарат в камеру хранения, мы пошли наслаждаться древностями. Музей огромный по площади, двухэтажный. Экспонаты — только египетская древность. Честно скажу, я еще нигде не встречал экспонаты, возраст которых пять тысяч лет. Ну кроме нуклеусов, каменных топоров и др. А здесь саркофаги, фигурки, статуи, именно серьезные экспонаты, сделанные руками человека. Это все крайне трудно описать. Чувство невообразимое, когда ты находишься в здании, а кругом такая старина.

Экспонаты Каирского музея
Экспонаты Каирского музея.

По музею мы ходили до обеда, потом на такси поехали в цитадель Саладина. Первым делом посетили две мечети 14 века: мечеть султана Хасана и голубую мечеть. Они расположены напротив цитадели. Цитадель сама по себе огромна. Мы обходили ее вокруг около часа, пока набрели на вход. Вход 60 фунтов. В вышеуказанные мечети вход так-же платный. Внутри цитадели музей полиции, военный музей под открытым небом и очень красивый вид на Каир. К сожалению, город был задымлен. Насладившись цитаделью, мы за 5 фунтов на такси поехали в мечеть ибн Тулуна. Эта мечеть 9 века и действующая. Вход бесплатный, только надо разуваться. Посетили эту мечеть, рядом зашли еще в мечеть.

Мечеть
Мечеть.

Купили булок, чай за 1 фунт стакан. Перекусили. Поехали смотреть ворота Баб Зувейла, что недалеко. Ворота десятого века. Недалеко от ворот мечеть 15 века султана Муайяда, куда мы тоже зашли. Это все мусульманский квартал Каира. Ходили мы до того, как потемнело. Музей исламского искусства к сожалению закрыт, как нам объяснили, уже пять лет. Потом пошли на рынок Хан-аль-Халили, что был уже у ворот баб Зувейла. Оказывается все это один район и все там рядом. Посетили мечеть и медресе Аль-Гаурия, напротив еще какую то мечеть. Мечети там на каждом шагу и все какие то древние. Нам и местные-то не очень могли все объяснить. Самые известные мечети, те что я указал сверху, они конечно знали. По рынку мы походили часов до 20. Потом пешком пошли в отель. Шли не торопясь где-то час. Пришли в отель и рухнули спать.

Вид на мусульманский квартал с цитадели
Вид на мусульманский квартал с цитадели.

Какой итог по второму дню. В мусульманском квартале множество древних мечетей. Торговля везде. Все орут, машины все сигналят, русскому человеку крайне трудно привыкнуть к этому постоянному гулу и шуму. По тротуару бывает и не пройдешь, то завалено коробками, то мусор, то ограждения, огораживающие полицейский участок. То мужики сидят на стульях, курят кальян или пьют чай. Идти приходится по обочине. Дорогу переходить тяжко. Пешеходных переходов нет, автомобилисты тебе не уступают, так и перебежками переходишь. Конечно если бы было потише и поменьше народу, было бы очень приятно находиться в этом древнем городе. Но очень тяжело от этого постоянного шума, сигналов машин, периодических попыток заманивания в свои лавки.

Третий день в городе мы посвятили христианскому кварталу. В девять часов мы были уже у в коптском квартале. Посетили коптский монастырь святого Георгия, церковь святого Сергия, чуть побыли на коптской службе в церкви святой Варвары. Далее вышли к остановке метро. Там великолепный греческий храм святого Георгия, церковь Девы Марии или подвешенная церковь, церковь Сергия и Вахка. В этой церкви сохранилась пещера, где Богородица с мужем и маленьким Иисусом укрывалась от преследования царя Ирода. Так же там множество богатых христианских гробниц.

Христианская церковь в Каире
Христианская церковь в Каире.

Все обойдя, мы пошли в Коптский музей. Билет 60 фунтов. Музей представляет экспонаты по истории христианства. Древние иконы, фрагменты фресок, зданий, церковная одежда и утварь. Напротив музея развалины Римского фота Вавилон.
Насладившись церквями и историей христианства, мы отправились на вокзал по поводу нашего отъезда в Александрию. Железнодорожный вокзал находиться на площади Рамзеса. От нашего отеля две остановки на метро, от коптского квартала шесть. Выйдя на площади мы обалдели от очень громкого гула. Думали демонстрация протеста. И что-же мы видим. Это маршрутчики зазывают ехать в Александрию, крича «искандерия, искандерия». У вокзала опять огромный рынок. Вокзал очень приятный, чистый, красиво оформлен. Билет в Александрию 37 фунтов с человека второй класс, сидячие места. Ехать 2 часа 30 мин. Все узнав, мы поехали в город мертвых. Это древние мусульманские гробницы. Город мертвых находиться в конце мусульманского квартала. Производит несколько гнетущее впечатление, так как в этих древних гробницах живут современные люди, которым видимо некуда податься. И город большой по площади.

Город мертвых
Город мертвых.

Походив там до темноты, мы пешочком, опять же через рынок Хан-аль-Халили пошли в отель. Наше посещение Каира заканчивалось. Встали мы на следующий день в семь утра, позавтракали, попрощались с персоналом отеля и на метро выдвинулись на вокзал. Купив билет, в 9 утра мы села на поезд и где то в 11 часов 30 мин были в Александрии.

Общие впечатления от Каира. Город огромный, с очень большим числом жителей, как нам сказали — живут в нем 22 млн. человек и 6 млн. ежедневно приезжает. Множество древних зданий, очень хороший Египетский музей. Много людей, которые готовы помочь и не требую бакшиш. Но везде очень сильный шум от криков арабов, постоянных сигналов машин, к концу дня голова просто пухнет. Далеко не все знают английский. Сам город — это один сплошной рынок, торгуют везде и всем. Причем магазинчики не большие, все больше лавки, разного размера. Многие продавцы ведут себя навязчиво. Пристают, идут с тобой какое то время, уговаривая зайти в свой магазин. Многие пытаются обмануть, завысить цену. Торговаться надо обязательно, мы цены сбивали в пять и больше раз. Были случаи, когда таксисты не знали дороги к конечному пункту, останавливаясь и спрашивая ее у каждого встречного поперечного, что сильно замедляет путь. Очень трудно переходить дорогу, того и гляди могут сбить. Нет ни светофоров, ни пешеходных переходов.

Александрия
Александрия.

Александрия встретила нас холодной погодой и небольшим штормом. От вокзала, взяв такси, мы поехали на берег средиземного моря в квартал недорогих отелей. Выбрали отель «Акрополь» за 120 фунтов за двоих. С видом на море брать комнату не стали из-за холода и шторма.
После этого по набережной поехали в форт Кайт-Бей. Это сооружение на берегу средиземного моря, построенное в 15 веке. Билет внутрь 30 фунтов. Очень интересный вид на море, очень интересное и мощное сооружение. Тут с нами произошел интересный случай. К нам подошел полицейский и стал водить нас по форту, все рассказывая и показывая, потом попросил с нас денег. Вот какая наглость. Мы ему денег не дали. Так что там и полиция старается нажиться на туристах.

Форт Кайт-Бей в Александрии
Форт Кайт-Бей в Александрии.

При выходе из форта мы встретили кучу прогулочных карет. Один извозчик так на нас насел с предложением прокатиться, что еле отвязались. Не торопясь по набережной пошли в мечеть 14 века Эль-Мурси Абул Аббас, она рядом с фортом. Через забор от этой мечети еще одна, которую мы так же посетили. Далее взяв такси поехали осматривать колонну Помпея, которая находиться довольно далеко от этого места. Осмотрели колонну, статуи и раскопки рядом с ней. В пять часов она закрывалась, но мы все за полтора часа успели.

Колонна Помпея и Сфинкс
Колонна Помпея и Сфинкс.

Взяв такси, мы поехали на набережную. Посетив кафе, вдоволь нагулявшись, налюбовавшись Средиземным морем, походив по магазинам примерно часов в десять вечера мы пришли в отель, перекусили и моментально уснули. Наш первый день в знаменитом городе закончился.

Встав где-то часов в восемь утра, мы выдвинулись в Национальный музей. Музей небольшой. Композиции посвящены и древнему Египту, и Римскому и Византийскому (христианскому) периоду, и исламу, причем и халифату и Саладину, и Мамлюкам, и Османам и другим. По пути в музей прошли бульвар бюстов древним выдающимся людям. В музее узнали, что римский театр и греко-римский музей закрыты на реставрацию, поэтому поехали в катакомбы Ком эль-Шугафа. Они находятся в районе колонны Помпея. Катакомбы — это могилы римской знати 1-2 века нашей эры. Далее поехали в катакомбы Анфуши, что в недалеко от форта. В час мы вернулись в отель, Осматривать было больше нечего и мы решили выдвигаться в Луксор. На вокзале узнали, что из Александрии в Луксор ничего не ходит, нужно ехать через Каир. Поэтому в 14 часов, сев на поезд до Каира, мы в него и отправились. Приехали в 16 часов 30 минут.

Выводы по Александрии. Город гораздо меньше Каира. Пробок почти нет. Пристают гораздо меньше, хотя тоже пристают. Есть пешеходные переходы. Все официальные такси — жигули пятерки и семерки. Много карет, особенно на набережной. Исторические памятники в основном греко-римский, византийский и исламский период.

Итак, в Каир мы приехали полпятого вечера. Сразу обратились к начальнику вокзала, как нам добраться до Луксора. Ответ неутешительный, поезд едет 14 часов, стоимость билета 60$ с человека. Пошли искать альтернативу. Недалеко от вокзала разместилась автобусная остановка компании GO BUS. На Луксор автобус в 19 часов и 23 часа. Билет 90 фунтов — 12 долларов. Время в пути 7 часов. У нас не было фунтов, поэтому пришлось ехать менять на площадь Талаат Харб по хорошему курсу. Кстати, банковский курс там интересует всех мало. Нужно ходить по обменникам и спрашивать курс. Если турист не знает про это, ему поменяют по банковскому курсу или меньше, если знает, он уйдет в другой обменник, где курс намного выше. Например банковский курс за 1 доллар 7,2 фунта. Мы меняли за 1 доллар 7,5-7,7 фунтов, не меньше. Учтите это. Меняйте доллары только в обменниках и у менял, но только не в банках, где курс смешной.

Итак, в Луксор мы выдвинулись в 24 часа (автобус на час опоздал). Приехали в 9 часов, а не в 7, как было обещано. Всю дорогу ехали по пустыне. Продрогли крепко, так как в пустыне ночью очень холодно. Если в Каире температура днем 15 градусов, то ночью в пустыне 3-5 градусов. Учитывайте это.

Луксор гораздо южнее Каира, поэтому встретил нас непривычным теплом. В Александрии и в Каире было довольно прохладно. Что интересно, как заезжаешь в Луксор, сразу уже раскопки и статуи сфинксов в котловане. В центре города великолепнейший Луксорский храм. Мы взяли эконом-отель за 100 фунтов за двоих — 800 рублей, прямо напротив входа в Луксорский храм. Отель называется «Хорус». Положив вещи и позавтракав, мы пошли в мечеть Абу-эль-Хагага 13 века, которая как раз тоже находилась напротив входа в наш отель и рядом с храмом. В мечети нам все подробно рассказали и показали. В ней есть комнаты с древними росписями, как в храмах. Мечеть действующая, поэтому вход бесплатный.

Луксорский храм
Луксорский храм.

Вход в великолепнейший Луксорский храм стоит 60 фунтов с человека. Храм построен во втором тысячелетии до нашей эры и посвящен Богу Амону-Ра. Ни в Александрии, ни в Каире такого великолепия нет. Храм роскошный, большой, к нему ведет аллея сфинксов. До обеда мы осматривали храм. После поехали в другой, Карнакский храм. На маршрутке минут 7 ехать. Карнакский комплекс вообще огромный. Билет 80 фунтов с человека. Там мы ходили до темноты. Еле-еле все обошли. Конечно, у входа в храмы идет торговля. Пристают крепко, но ничего, уже привыкли. На полпути от Карнака до Луксорского храма на набережной Нила есть музей древнеегипетского искусства, его называют Луксорский музей. Мы преодолели это расстояние в карете за 10 фунтов. Карет в Луксоре еще больше, чем в Александрии, и пристают с предложениями покататься довольно сильно. Приехали мы в музей примерно в 17 ч. 30 мин. Он работает до 15 часов. Зайдя в великолепнейшую коптскую церковь, что рядом с музеем, мы пошли пешком в район отеля. Дошли где-то минут за 10. Прогулялись по Луксору, по набережной Нила. Опять же по рынку и магазинчикам. Как раз в районе нашего отеля было множество магазинчиков и начинался рынок. Этот день мы сильно устали, ночь не спали, где-то часов в 8 вечера пришли в отель, рухнули спать.

Второй день начался у нас в 8 часов. Встали, позавтракали курицей гриль, купленной с вечера, рядом с отелем, попили чай и поехали в музей. Музей небольшой, но очень дорогой, 100 фунтов с человека. Представлены египетские древности, все так-же, как и в Каирском музее. Статуэтки, саркофаги, мумии и многое другое, но если Каирский музей огромен, то этот мы обошли за один час. По выходу из музея нас подловил деловой араб. За перевоз на другую сторону Нила и обратно, за такси, которое будет ездить с нами по всем храма и гробницам, куда мы захотим, ждать нас сколько хотим, запросил 200 фунтов, сговорились на 100.

Нил
Нил.

Все остальные достопримечательности находятся на другой стороне Нила. Туда можно переправиться на пароме (самый дешевый вариант), на фелюке (маленькая лодка с парусом), и на моторной лодке. У нас была моторка. Лодочник перевез нас на другую сторону, сразу встретил таксист и мы отправились в Долину Царей. Ехать на такси минут 20, не близко от берега. Приехали. Купили билет, стоит 100 фунтов только за вход. Также в эту стоимость входит посещение 3-х гробниц, кроме гробницы Тутанхамона, за нее еще 100 фунтов и Рамзеса Второго, за нее еще полтинник. Кстати, в музее и внутри гробниц фотографировать нельзя. Но в гробницах можно договориться, если дашь фунтов 10 смотрителю. Мы не стали покупать посещение дополнительных гробниц, посетили положенные нам по билету. Тщательно осмотрев рисунки на стенах и саркофаги, мы поехали дальше, в храм Хатшепсут, знаменитой и единственной женщиной фараоном древнего Египта. Храм в скале. Очень красивый. Рядом раскопан еще один храм и дальше ведутся раскопки. Осмотрели храм. За 10 фунтов араб провел нас за заграждения и показал храм на глубине, который раскопали. Поднялись в гору и там храм посмотрели, рядом копали археологи.

Храм Хатшепсут
Храм Хатшепсут.

Далее поехали в долину цариц. Вход 50 фунтов. Такие же гробницы, как и в долине царей, но победнее и поменьше. Посетив три гробницы, мы поехали В Мединет абу (все в этой же местности). Посетили великолепный храм Рамзеса Третьего. Потом посетили колоссы Мемнона. Далее проехали в погребальный храм Сети первого, который не очень сильно сохранился. Добираясь туда-сюда по этой местности мы увидели, сколько еще там ведется работ, множество храмов на стадии раскопок и реставрации.

От древних храмов уже рябило в глазах и к четырем часам мы поехали на переправу. Расплатившись, мы сели на лодку и лодочник предложил съездить на крокодиловую ферму и банановые плантации. Время было мало и поехали за 50 фунтов. Проехав где-то 30 мин по Нилу мы прибыли. Вход на плантации 50 фунтов с двоих. Из крокодиловой фермы один небольшой полудохлый крокодил. А плантация понравилась. Растут бананы, апельсины, мандарины, огромные пальмы. Нарвал апельсинов три килограмма. С удовольствием прогулялись по этому зеленому островку. Даже не ожидали, что в столь бедном растительностью Египте есть такие искусственно созданные зеленые рощи. Ближе к темноте поплыли на нашу сторону. Высадились у музея и потихоньку пошли в сторону отеля. Перекусили, погуляли по рынку и набережной. Сходили на вокзал, узнали как уехать в Асуан. На вокзале прекрасный туристический центр, работает и вечером. Все нам там объяснили.

С утра в 7ч. 30 мин отправились в Асуан. Билет купили прямо в поезде у пацанов за 20 фунтов. У них был билет из Каира в Асуан, а вышли они в Луксоре. В Асуан прибыли в 10 часов 30 минут.

Начнем рассказ об Асуане. Это южный город южнее всех мест, где мы были. Поэтому там тепло и я первый раз в Египте ходил в легкой рубашке. По прибытии на вокзал к нам подошел человек, который помогает с заселением в отель. В Луксоре тоже такой был. Мы ему не платим, видно платят ему отели. Он помог нам заселиться в отель недалеко от вокзала за 120 фунтов в сутки с двоих. Поставив вещи, перекусив, мы поехали в Нубийский музей. Вход 60 фунтов. Музей небольшой. Экспонаты сочетают и традиционно египетскую тематику и нубийскую. Музей работает до 13 часов. Еле успели осмотреть. На территории музея гробница Фатимидов, рядом древние каменоломни. Все осмотрели.

Экспонаты Нубийского музея
Экспонаты Нубийского музея.

После этого поехали на переправу на остров Элефантин. Переправа очень дорогая. Плыть чуть-чуть, стоит 80 фунтов и это уже с уступкой. Пристали к историческому музею. Музей закрыт, откроется только через месяц. Но чтобы пройти по территории — нужно заплатить 35 фунтов с человека. Там прекрасная роща. Развалины древнего города Абу и монастыря святого Лаврентия. Нам это все рассказал и показал экскурсовод. Побродив там и вдоволь насладившись древними развалинами, мы пошли в Нубийскую деревню, которая за территорией музея. Там нашли лодочника, который переправил нас на другой берег за 50 фунтов и обещал ждать до 17 часов. На другом берегу находиться мавзолей Ага хана и развалины монастыря святого Симеона.
Если остров Элефантин весь в зелени, то на другом берегу пустыня без единого деревца. Минут за 15 добрели до монастыря. Вход, к нашему удивлению тоже оказался платный — 30 фунтов с человека. И там был то же гид, который все показал и рассказал. Рядом с древними развалинами стоял современный монастырь, но почему то закрытый. Походив по развалинам мы пошли к мавзолею. Полюбовавшись и сделав несколько фото, мы пошли к месту, где нас ждала лодка. Но пошли другой дорогой и заблудились. Еле идя по пескам и барханам, мы даже и не могли понять, где же лодка. Начало темнеть, время 17 часов 10 минут, ну думаем, дед уехал. Набрели на хижины с огородами. Выходит к нам нубиец. Он отвез нас до Элефантина. На Элефантине нас зазвал в гости на чаепитие еще один нубиец. Попив у него чаю, мы поехали с ним на наш берег на его моторном катере за 50 фунтов.
Вдоволь наездившись и по дневному и ночному Нилу, мы пошли на вечернюю прогулку по Асуану. Погуляв, поев в египетской забегаловке напротив нашего отеля, мы встретились с отельным гидом по поводу экскурсии в Абу-Симбел и на остров Филе. Стоит 130 фунтов с человека, только дорога. Выезд в три часа ночи. На предстоящую ночь билетов не было, и мы договорились на следующую ночь.

Выспавшись в отеле, мы с утра часов в 10 пошли на вокзал, который был рядом с отелем. В Асуане мы все что хотели осмотрели, поэтому поехали в Ком Омбо, посмотреть храм Себеки и Хорура. На такси за 10 фунтов доехали до автовокзала (он на окраине города) и на маршрутке примерно за один час доехали до Ком Омбо. Водитель высадил нас на повороте на храм. Но до здания было далеко, нам пришлось брать тук-тук и ехать на место. Билет 40 фунтов с человека. Входит и осмотр храма и музей на территории, в котором мумии крокодилов и другие экспонаты. Храм стоит на живописном месте на берегу Нила. Все очень понравилось. Не торопясь все осмотрев, прогулявшись по набережной, не уйдя от внимания торговцев, мы поехали в Асуан, в который прибыли в 15 ч. 30 мин. Пошли гулять по городу, зашли в огромную Коптскую церковь, походили по рынку, набережной, поели и, часов в 8 вечера пошли в отель спать и готовиться к экскурсии в Абу-Симбел и на Филе.

Встав в 2 часа 30 минут, собрав и оставив на ресепшене вещи, мы освободили номер. Так как хотели сразу после экскурсии уезжать в Хургаду. Последний автобус из Асуана в Хургаду шел в 17 часов. Ну и поехали на экскурсию в знаменитые храмы.

Из гостиницы выехали в 3 часа ночи. Час, на какой то площади, собирались много автобусов и мини автобусов и полиция. Поехали из города в 4 часа. До Абу-Симбела примерно 300 км. Приехали в 7 часов. Народу толпа. Автобусы заставили всю площадь. Множество языков мира услышал я там, но русский слышал только от жены. Храм величественный, два входа и два помещения, все полностью вырублено в скале. Впечатления незабываемые. Фотографировать нельзя. Билеты стоят 120 фунтов, это самый дорогой храм-музей Египта.

Абу-Симбел
Абу-Симбел.

В 10 утра мы выдвинулись назад. Все успели осмотреть и исходить. При подъезде к городу нас с женой пересадили в такси и мы поехали на переправу на остров Филе, в храм Исиды, а наши попутчики поехали в Асуан. Теперь прикол. Билеты продаются в кассе на берегу, стоят 60 фунтов с человека. Храм находиться на острове и чтобы туда добраться — нужна лодка. Лодочники дерут бешеные деньги, еле-еле сговорились за 100 фунтов. Но билет в музей ты ведь уже купил, так что придется ехать. Деньги не возвращают. Вот такие дела.

Храм Исиды очень красивый, на острове, кругом Нил. Остров в растительности. Осмотрели мы храм, переправились назад и таксист отвез на в отель. Время было 15 часов. Мы пообедали и поехали на вокзал. И тут начались наши приключения. На автовокзал мы приехали в 16 часов. Билетов на 17 часовой автобус нет. Следующий автобус в 7 утра. Мы крайне устали, в Асуане все осмотрели, что делать, не знаем. Тут один сердобольный араб подсказал ехать нам через Кену, сказав, что до данного города 1,5 часа езды. И потом два часа до Хургады. Решили так и ехать. В 17 часов мы отправились в Кену, правда не на большом автобусе, а на маршрутке. Через два часа езды маршрутка остановилась для чаепития. Это нас сильно насторожило, так как останавливаться принято только при езде на большие расстояния. Тут англо говорящий араб объяснил нам, что до Кены еще 150 километров, мы выпадаем в осадок. Итого, ехали мы до Кены 5 часов, приехали в 22 часа. Повезло, то, что через полчаса шла маршрутка на Хургаду, а то мы уже думали ночевать в Кене. Проезд 65 фунтов с двоих до Кены и 65 фунтов с двоих до Хургады, на автобусе 140 фунтов из Асуана до Хургады, но езда всего 4 часа, как нам говорили. В общем, перекинув сумку с одной крыши на другую, в 22 часа 30 мин мы поехали в Хургаду, даже не зная когда и приедем. Езды оказалось три с половиной часа, в два часа ночи мы уже садились в такси и в 2 часа 10 мин заходили в свой номер.
С утра встав и позавтракав мы пошли на пляж. Наконец-то искупались в красном море. Но мне мало интересен пляжный отдых. После 16 часов я обходил все тур фирмы, две из которых находятся у нашего отеля, а множество на улице Шератон стрит, чтобы решить вопрос с поездкой на завтра в монастыри святого Антония великого, основоположника монашества, и святого Павла Фивейского, первого монаха. К сожалению, ни у нас в отеле, ни в других местах экскурсии я на следующий день не нашел, только индивидуальный вариант за 100 долларов. У меня была предварительная договоренность с таксистом за 80 долларов, так я на такси и поехал.

На следующий день он заехал за мной к 9 утра, пояснив, что до этого надо было оформить какие то бумаги в полиции (у них без этого нельзя выехать из города), и мы отправились в путь. Ехали по пустыне, как и обычно. Приехали в час дня в первый монастырь святого Антония. Получилось 350 километров от Хургады. Монастырь средний по размерам, очень красивый и совершенно не такой как российские монастыри.

Монастырь святого Антония
Монастырь святого Антония.

Напротив входа в монастырь кафе, рестораны. За углом пещерная церковь и у церкви подъем на гору в пещеру, где жил Антоний Великий. Я встретил русскую группу из батюшки и шести женщин, жительниц Хургады. Они так же приехали в монастырь. Вместе мы выслушали замечательную экскурсию копта-монаха на английском языке, переводил наш Батюшка. Походив по монастырю и осмотрев его, я на такси подъехал к подъему на Гору. Поднимался около 30 мин. и около 15 мин. спускался. Посетил пещеру Антония Великого, снизу посетил скальную церковь и в три часа дня мы поехали в монастырь Павла Фивейского, что в 80 км. от этого монастыря в сторону Хургады.

На место приехали в 16 часов. Второй монастырь похож на первый. Русская группа тоже туда подъехала. Нам так же провел экскурсию копт-монах. После экскурсии я походил по монастырю и окрестностям самостоятельно и в 18 часов 30 мин. мы выдвинулись в Хургаду. В отель приехали в 22 часа. Успев поужинать, я помылся и лег спать, на завтра был запланирован вылет на 21 час в Россию.

На следующий день был крещенский сочельник 18 января. По приглашению нашего батюшки, я поехал на службу к 10 утра. Служба проходила напротив главной коптской церкви города, святого Шиноды. В небольшой подвальной церкви, которую копты выделили на три дня для проведения службы по русскому уставу. Служба была примерно до 12, с освящением воды. После этого я осмотрел грандиозную коптскую церковь святого Шиноды, прогулялся в том районе и пешком пошел в отель.

Где-то в 13 часов мы с женой были уже на море. Я прекрасно искупался и, что самое интересное, увидел множество разной живности, которая в этот раз в большом количестве приплыла к берегу. Скат, рыбы большие синие и красные, рыбы не очень большие, рыбные стаи, маленькая мурена сидела под камнем. Все очень интересно. В 16 часов 30 мин. мы поехали на Шаратон стрит, прошлись там еще раз, поели и в 18 часов нас забрали из отеля. Благополучно вылетев в 21 час 30 мин, мы прилетели в Домодедово в три часа ночи по московскому времени. Дождались автобуса до Рязани, который шел только в 8 утра и в 11 часов утра 19 января были уже дома.

Какие выводы можно сделать из этой поездки. Египет страна совершенно иная, совсем не похожая на Россию. Природа там убогая, мы объездили Египет вдоль и поперек, везде пустыня. Только немного на пути из Каира в Александрию встречаются пальмы. Города и городки расположены в оазисах, как правило на берегу реки или моря. Там встречаются и пальмовые рощи и плантации каких-нибудь насаждений, например бананов или апельсинов и поля.

Народ Египта разный. Одеваются тоже разно. Мужчины и в арабских одеяниях длиннополых халатах с тюрбанами и в обычной для нас одежде. Женщины встречаются и в арабской одежде с закрытыми паранджой лицами и в арабской одежде с открытыми лицами и в европейской обычной одежде, не покрытой головой, изредка даже в брюках. Заводов я там не встретил, большинство людей торгуют всем подряд. Египетские города, это огромные рынки, где торговля ведется везде и всюду, с утра до поздней ночи, правда больших магазинов и супермаркетов совсем нет. Ну и все стараются делать деньги на туристах. Множество такси, везде, кроме Каира кареты, в достопримечательностях, которые находятся в пустыне, верблюды. В таких городах, как Луксор и Асуан развиты лодочные перевозки к храмам, на острова и на другой берег Нила, к достопримечательностям. Все торговцы и транспортники ведут себя очень навязчиво. У нас был случай, во время вечерней прогулки по Луксору к нам приматался торговец пряностями и так и шел с нами минут 40, уговаривая сходить в его магазин, пока мы его не разогнали. Сильно одолевают каретники, доходило до ругани. И что я заметил, пристают не только к белым туристам, но и к своим так же. Например парень с девушкой арабы гуляли по набережной и к ним, как и к нам подходили все извозчики находившиеся в поле видимости. Могут под видом разговора и помощи так же заманивать на свою торговую точку. Ну и завышение цен везде и во всем. Торгуйтесь крепко, иначе лучше просто не ходить за покупками. Например чай предлагают за 5-6 фунтов, в итоге покупаем за 1-2 фунта. Покататься по городу на карете предлагают за 80 фунтов, в итоге едем за 10. И такси, которое очень часто используется. Таксист называет сумму 20-30 фунтов, в итоге едем за 5-10 фунтов. Но в крупных городах таксисты могут не соглашаться и уезжать. Если уже уехало третье такси, значит чуть повысьте цену за поездку. Встречаются такси со счетчиком, если не знаете куда ехать ни в коем случае не берите такое такси, получается много и таксист специально кружит. Так же смело можно ничего не платить если таксист обманывает. Нас повез дружище в Каире от площади Талаат-Харб до Коптского квартала. Дороги не знал, спрашивал у каждого встречного поперечного, по три раза мы проезжали по одним и тем же местам. Такси было со счетчиком. Насчитал нам счетчик 25 фунтов, а мы знали, что цена поездки 10-15 фунтов. Даю ему 15, не берет, просит 25. В итоге не получил ничего.

Что приятно удивило. Многие знают английский, а в Хургаде, некоторые и русский. В отелях всегда доброжелательны, все объяснят, растолкуют как добраться, цены на такси и маршрутки, прекрасно знают английский. Многие простые люди, таксисты, отельные работники, просто люди знают несколько языков. Но большинство знает английский и французский. Где бы мы не были, в метро, в маршрутке, в других местах, обязательно есть люди которые знают английский и бескорыстно все что нужно объяснят. Отели мы выбирали не дорогие, в пределах 1000 руб. за двоих в сутки. Но это всегда отдельный номер, с утра завтрак. Номер с душем, туалетом, холодильником, в основном с телевизором, правда немного хромает по ремонту. Завтрак незатейлив, одно яйцо, булки, чай или кофе и молоко, масло, джем. сыр. Везде завтрак одинаков. Простые рядовые полицейские в основном с прекрасным знанием английского, всегда доброжелательны, все объяснят. Правда в некоторых храмах навязывали услуги экскурсовода в своем лице и просили бакшиш. Но запомните, бакшиш они не требуют, а просят, ваше право давать или не давать и сколько давать. За 5-10 фунтов смотрители храмов и гробниц все покажут, расскажут, сводят в потаенные места, разрешат фото. Туалеты во всех музеях и храмах бесплатны, по билету, но все равно пытаются уборщики туалетов сколько-нибудь с тебя да сорвать. Есть продовольственные магазинчики с фиксированными ценами, где все пробивается по штрих-коду и есть ценники с обычными цифрами под каждым продуктом. Там обмануть нельзя. В больших кафе есть меню с ценами, правда могут взять еще какой то процент за обслуживание, но небольшой. Есть рестораны, где все очень дорого. Лучше есть в кафешках и обязательно попробовать египетскую еду. Кроме Хургады, везде делают кур гриль. Всегда можно взять в отель и поесть там.

Кстати о недорогих отелях. Везде так, если заехал в 8 утра, то и можешь быть до 8 утра, без каких либо дополнительных оплат, срока выезда в 12 часов и дополнительной платы нет. Храмы и музеи работают как правило с 9 до 17 часов. Исключение Абу-Симбел, где мы уже заходили в храм в 7 часов 20 минут.

О погоде. В январе, особенно на севере в Александрии и Каире не жарко — 10-12 градусов тепла. Теплее в Хургаде, Луксоре и особенно в Асуане. Перепад между дневной и ночной температурой приличный, 10-12 градусов. Особенно чувствуется в пустыне, где после захода солнца, начинает сразу холодать.

Обмен денег. Ни в коем случае не менять в отеле и официальных банках, где курс очень плохой. Лучше всего менять в обменных пунктах, но можно и у менял. Правда обменники, особенно если ты турист, могут поменять и по банковскому курсу, тогда не меняйте, идите в другой, третий, пока не найдете с нормальным курсом. Пример. Банковский курс за 1 доллар 7,2 фунта. Мы меняли строго за 1 доллар 7,5-7,7 фунтов. Обменников много на центральных улицах. В Хургаде на Шаратон стрит, в Каире на улице Талаат-Харб.

Общий итог. Чтобы ездить самому по Египту, нужно хорошо знать английский язык, именно хорошо знать, а не еле-еле. Потратили мы на свою поездку по Египту 1500 долларов на двоих. Самый дешевый гид, предлагавший свои услуги, просил 2500 долларов. Экономия на лицо. В отелях, конечно предлагают экскурсии, но очень дорогие и очень не качественные. Например, Каир один день, мы только на пирамидах один день были, что можно осмотреть за один день в Каире! Я видел, как посещают организованные группы огромный Египетский музей. За полчаса-час быстро пробежались по малому количеству экспонатов и вперед дальше.

Не нужно ничего бояться, к туристам относятся хорошо и везде полно полиции и военных. Крайне мало русских групп, мы встретили в Каире в Египетском музее, одну группу встретили в Луксоре в Карнакском храме и никого не встретили в Асуане. Но все организованные группы, ни одного самостоятельного туриста. Удивительно. Египет страна небольшая. Получилось, что за 12 дней мы объехали все, что запланировали, и еще три дня в Хургаде купались. Единственно не заехали в Дендеры и Эдфу, но итак храмов столько посмотрели, что от них рябило в глазах. Я призываю, читайте мой отчет и пробуйте ездить самостоятельно. Полно самостоятельных туристов из других стран, а вот россиян крайне мало. Так что дерзайте.