Море и суп в сковородке

Мы вчера наконец-то ездили на море! Решили отступить от маршрутов в Lonely Planet, благо, в Эмилии-Романье мы объехали все, о чем в этой книге пишут. Рано утром двинули в сторону города Чезена, чтобы потом оттуда на автобусе ехать в морю, в Чезенатико. Интернет о об этих двух городах практически ничего не рассказывает, однако, благодаря чудесной Маше anusoida, мы знали, что в Чезене расположена первая в Италии публичная библиотека и красивый замок, а в Чезенатико — морской музей, море и огромное количество рыбных ресторанов.

Италия, Чезенатико

От Болоньи до Чезены ехать час региональным поездом, билет стоит около 5 евро. Прямо напротив железднодорожной станции Чезены расположена станция автобусная, откуда несколько раз в час ходят автобусы в Чезенатико. Время в пути — 40 минут, билет стоит 1.7 евро и покупается в кассе.

Чезена жила обычной субботней жизнью — народ гулял и ходил по магазинам. Перед поездкой мы прочитали, что центр города занесен в список всемирного наследия Юнеско, так что предвкушали хорошую прогулку и отличные фотографии. Какого же было наше разочарование, когда на центральной площади города, позади которой и возвышается замок, мы увидели вещевой рынок! Никаких шансов снять замок снаружи этот рынок нам не оставил. Более того — было сложно даже обойти площадь, ибо палатки были повсюду! Мы нашли ворота и оказались за первым рядом крепостных стен. Фактически это парк — вокруг зелень, поют птички, шныряют ящерки, на многочисленных лавочках сидит местная молодежь. Дорога вьется вокруг небольшого холма, на котором — еще один ряд крепостных стен, две башни и ворота, за которые можно попасть только за деньги. Смотрители в то время, пока мы изучали объявления, с упоением запихивали в проем стене то ли шкаф, то ли холодильник и на нас внимания совсем не обращали. Словом, на экскурсию мы не пошли — во-первых, она начинается строго по часам, во-вторых — длится 75 минут, а у нас столько времени не было, ибо море, море было нашей окончательной целью.

Чезена. Палаццо дель Ридотто
Чезена. Палаццо дель Ридотто.

Потом мы с горы слезли, побродили вокруг, полюбовались стройными красавцами-кипарисами, выпили кофе в баре (я, человек, не пьющий кофе, в Италии начала пить эспрессо) и пошли дальше шататься по центру. Прогулялись по небольшому блошиному рынку, на котром даже встретили лоток с матрешками, добрели до Дуомо и снова застали свадьбу. Народу на ней было существенно больше, чем на прошлой увиденной нами свадьбе в Мантуе, рядом с собором стояли две старинные машины — на черной, надо полагать, приехал жених, на белой — невеста. Гости с зелными кулечками с рисом в возбуждении сновали вокруг церковной лестницы. Когда вышли молодожены, в них полетел рис и раздалось скандирование «Bacio! Bacio!», т.е. призыв целоваться, практически наше «Горько!». Когда у нас с Пашей была свадьба, я под страхом смерти запретила гостям кричать «Горько!», они держались как могли и только в конце ужина в ресторане, после шампанского и торта кто-то все же пискнул «Горько!», но это уже было не страшно.

Итальянская свадьба
А вот и свадьба.

Дело близилось к обеду, мы сели в автобус и отправились к морю, в Чезенатико, город свежей рыбы и морепродуктов. На две половины центр города делит канал, построенный по проекту Леонардо Да Винчи. По берегам — многочисленные ресторанчики и кафе, над которыми витает запах рыбы. Рядом со зданием Морского музея — экспозиция старинных корабликов с красочными парусами, сменяющихся потом рыболовецкими шхунами. Через канал перекинуты несколько мостиков, но там, где мостов нет, ходит смешной квадратный паром.

А это уже Чезенатико. Тот самый канал
А это уже Чезенатико. Тот самый канал.

Паром
Паром.

Обойдя половину ресторанчиков мы стали понимать, что обедать нам, видимо, не придется, ибо было уже почти три часа дня, посетители уже допивали свой послеобеденный кофе. Напомню, что рестораны в Италии работают с 12.00 до 14.30 и 19.30 до 23.00, так что после трех часов поесть можно только в баре. Но нам повезло, мы наткнулись на ресторан с террасой, откуда нас не стали выгонять из-за неурочного часа. В меню — практически только рыба и морепродукты. Мы за ними и приехали! Перед поездкой муж сказал, что очень хочет попробовать местный рыбный суп — в меню он как раз был. Но перед супом нам принесли любимых нами мидий alla marinara, т.е. с белым вином и чесноком, причем принесли их не в тарелке, а в огромной горяченной алюминиевой сковородке! Mamma mia, как это было вкусно!!! Мы слопали все мидии, а потом под одобряющими взгядами пожилых соседей слева начали кидать в бульон хлеб и вычерпывать его оттуда ложкой. Если б сковородка не была горячей, я, наверное бы, выпила бы этот бульон через край. А потом принесли суп — в такой же сковородке! Правда, это был все-таки не суп, а ассорти из рыбы и морепродуктов в томатном соусе. А потом — таз ризотто и таз мидий, креветок и кальмаров в тонком фритюре. Короче говоря, мы так впечатлились, что сообщили удивленному хозяину, что это лучший итальяский ресторан в нашей жизни. Впечатление подпортил лишь покупной тирамису. Мы объелись так, что прекрасный рынок итальянских продуктов пришлось обходить стороной — мы так ничего и не купили. Дошли до моря, разулись, закатали джинсы, залезли ногами в теплую воду, а потом счастливые и сытые лежали на камнях, похожие больше на тюленей, чем на туристов.

Сковородочка! Сковородище!

Вечером встречались с Машей и ее замечательным семейством. Маша пришла в ужас от того, что мы ничего не видели и нигде не были, организовала нам прогулку по Чезенатико, рассказала множество историй про город и его обитателей. Городу явно повезло, что у него есть такой замечательный экскурсовод!

Пару слов нужно сказать про туристическую сторону дела. Пляж широкий, песка, как мне показалось, немного, по нему идешь, не проваливаясь, береговая линия застроена отелями не слишком изысканного дизайна, шезлонгов и зонтиков сейчас почти нет, наверное потому, что не сезон. Сам городок — типичное туристическое местечко, которое примыкающих к морю улицах сложно отличить от любого другого подобного места в мире — те же люди с пляжными сумками, те же магазинчики с резиновыми мячами, купальниками и средствами для загара. Мне показалось, что это веселый курорт для тех, кому кроме моря и песка ничего не надо. Надеюсь, хорошая погода останется с нами надолго, море прогреется окончательно и мы на выходных будем ездить купаться и загорать.

Очень по-итальянски
Очень по-итальянски)

Май 2009 года

Автор — Дарья Сиротина. Фото автора.