На «Мерседесе» по древним городам
Наше путешествие началось на площади Белорусского вокзала у памятника Горькому. Ровно в 8 часов отправляемся в путь. Комфортабельным автобусом «мерседес» мы едем по Ярославской дороге. Опытный гид, знаток истории России, начинает увлекательный рассказ о местах, мимо которых мы проезжаем, и о событиях, связанных с ними.
Дорога на север – одна из самых древних в России. Она соединяла Москву с Владимиром, когда еще не было Владимирского тракта. По ней в лавру двигалось огромное количество богомольцев. Буквально каждый километр хранит воспоминания о давно минувших днях. На станции Тайнинской встречали Ивана Грозного после похода на Казань. В Мытищах брали плату за проезд. Перов и Суриков работали здесь над своими картинами. Проезжаем Любимовку, Мураново, Абрамцево. Автобус идет плавно, мягко, 120 км пролетают незаметно, и через 2 часа мы оказываемся в древнем городе Александрове.
Александровский кремль. Снимок Прокудина-Горского, 1911 год.
Русский Версаль
Много столетий назад московский князь Василий III выбрал Александровскую слободу, чтобы по примеру западноевропейских монархов построить здесь загородную резиденцию. При Иване Грозном слобода, став центром опричнины, превращается, по выражению Курбского, в «кровопийственный град». Удивительно, но казни, изуверские пытки, разорительные походы на русские города Иван IV сочетает с культурным развитием слободы. Основывает первую в России консерваторию и сам занимается сочинительством музыки. Открывает первую в стране провинциальную печатню, где сподвижник Федорова, Андроник Невежа, выпускает «Псалтырь Слободскую». Предполагают даже, что именно здесь затерялись следы богатейшей библиотеки Ивана Грозного. Спустя столетие на этом месте строится Успенский женский монастырь. После усмирения стрельцов Петр I заточает в монастырь свою сводную сестру Марфу, для которой строятся особые палаты.
Сейчас же Александровский кремль поражает тишиной, спокойствием, умиротворенностью – монахини косят траву под стенами белокаменного Троицкого собора, притягивает взгляд устремленная ввысь Распятская церковь-колокольня. С этим памятником связана легенда о холопе Никите, который смастерил крылья и полетел с пятидесятиметровой высоты, «аки птица». Осуществившего свою мечту Никиту постигла страшная участь. Он был по велению Ивана Грозного посажен на бочку с порохом, и последнее, что услышал, было циничное напутствие царя: «Ты хотел лететь, лети».
За царским столом
Слушая завораживающий рассказ изящной девушки-экскурсовода, мы с нетерпением ожидаем царского приема. И вот открывается низкая дверца, и мы оказываемся будто внутри красивой шкатулки – стены, потолок затянуты тканью, пол устлан ковром. Звучат стихиры Ивана Грозного, мерцают свечи, и представляется, что вокруг нас снуют стольники и чашники, под образами сидит царь, по правую руку от него – почетные гости, принимающие хлеб-соль из рук самого царя, а на дальнем конце стола перед гостями нет даже солониц, придется им уходить не солоно хлебавши. Нам же это не грозит, мы здесь почетные гости, и прием, оказанный нам в следующем городе нашего путешествия, Переславле-Залесском, в очередной раз убеждает в этом.
Хлебосольный Переславль
В гостинице «Переславль», расположенной в центре города, мы устроены в уютных номерах с телевизором, холодильником, телефоном. Спускаемся в ресторан, где милые и предупредительные девушки-официантки угощают нас вкуснейшим обедом – солянкой с лимоном и маслинами и печенью в ароматном соусе. Переславль всегда славился своей кухней, а выловленная в здешних местах рыба подавалась к царскому столу. После обеда отправляемся в Переславский историко-художественный музей. Любители живописи наверняка будут довольны коллекцией живописи музея: полотна передвижников, художников объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет». Из музея идем в Успенский собор Горицкого монастыря, где воображение поражает иконостас в стиле барокко работы десяти московских художников.
Иконостас в Успенском соборе.
С сожалением покидаем Горицкий монастырь, но дальше наш путь лежит к удивительному озеру Плещееву, где триста лет назад Петр I начал строительство своей «потешной» флотилии. В музее «Ботик Петра» можно увидеть единственный сохранившийся из всей флотилии бот «Фортуна». По преданию, он сделан самим Петром.
Ночная жизнь
Усталые, но довольные, возвращаемся в гостиницу. После сытного ужина надеемся в номере «переварить» впечатления, но не тут-то было: невозможно не заглянуть в гостеприимный клуб «Фантазия». Приятная музыка, продуманное освещение, напитки на любой вкус, предупредительные бармены – все это настолько располагает к отдыху, что и к 4 часам утра гости не думают расходиться. А их и не торопят. Так пролетает первый день нашего путешествия, а сколько еще предстоит завтра.
С именем Сергия
Сразу же после завтрака отправляемся в Сергиев Посад (у многих до сих пор на слуху прежнее название города – Загорск). Здесь находится единственный в России Музей игрушки. Мы узнаем, что матрешка сравнительно недавно появилась на Руси, что ее прообразом, возможно, послужила японская разъемная фигурка. Но настоящей родиной матрешки стал Сергиев Посад. Наряду с деревянными здешние мастера создавали игрушки и из папье-маше. Игрушки получались легкими и внутри пустыми, что позволяло поместить в них двигательные механизмы, и тогда игрушечная фигурка совершала несложные повторяющиеся движения. Что удивительно, все игрушки, сделанные сто лет назад, до сих пор действуют.
Сокровища монастыря
После вкусного обеда в ресторане «Золотое кольцо» нас ждет Троице-Сергиева лавра – монастырь, основанный во времена нашествия Золотой Орды Сергием Радонежским, великим нашим предком, который вселил в русских людей веру в победу над монголо-татарами. Здесь же Сергий и похоронен. Над его могилой в начале XV века был возведен Троицкий собор. В «похвалу» Сергию Андрей Рублев написал знаменитую на весь мир икону «Троица». Сейчас икона перенесена в Третьяковскую галерею, а в ризнице – сокровищнице монастыря – хранится оклад работы мастеров Оружейной палаты. Над ним работало около трех поколений московских мастеров. Ризница, пожалуй, самая интересная экспозиция лавры. Здесь хранятся вклады – пожертвования, которые давали за помин души, за погребение на святой земле монастыря. Жертвовались не только деньги, но и бесценные произведения искусства. Дух захватывает от экспонатов, выполненных в технике лицевого шитья – искусства, пришедшего из Византии вместе с принятием христианства. Над каждым шедевром трудились несколько вышивальщиц. Иногда одно произведение мастерица создавала всю жизнь. Лицевое шитье настолько совершенно, что его называют живописью иглой. «Жемчужная» пелена, расшитая мелким речным и крупным океанским жемчугом и драгоценными камнями, золотые и серебряные кубки, ковши, потиры – эти произведения искусства уникальны и неповторимы. Одного дня, конечно же, мало, чтобы осмотреть все сокровища лавры. Ведь здесь расположены уникальные архитектурные памятники. Успенский собор, Троицкий собор, Духовская церковь, Царские Чертоги, Трапезная – ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался русскими зодчими в течение двух столетий (с ХV по ХVII век). Одна из последних построек – Надкладезная часовня, построенная над местом, где прозрел слепой монах Пафнутий, умыв лицо водой из источника. Напившись чистой, прозрачной, вкусной воды, с грустью и благодарностью покидаем Сергиев Посад. Вот и закончилось наше паломничество к своим историческим корням, оставившее незабываемые впечатления о неповторимой красоте древнерусских городов.
Дорога на север – одна из самых древних в России. Она соединяла Москву с Владимиром, когда еще не было Владимирского тракта. По ней в лавру двигалось огромное количество богомольцев. Буквально каждый километр хранит воспоминания о давно минувших днях. На станции Тайнинской встречали Ивана Грозного после похода на Казань. В Мытищах брали плату за проезд. Перов и Суриков работали здесь над своими картинами. Проезжаем Любимовку, Мураново, Абрамцево. Автобус идет плавно, мягко, 120 км пролетают незаметно, и через 2 часа мы оказываемся в древнем городе Александрове.
Александровский кремль. Снимок Прокудина-Горского, 1911 год.
Русский Версаль
Много столетий назад московский князь Василий III выбрал Александровскую слободу, чтобы по примеру западноевропейских монархов построить здесь загородную резиденцию. При Иване Грозном слобода, став центром опричнины, превращается, по выражению Курбского, в «кровопийственный град». Удивительно, но казни, изуверские пытки, разорительные походы на русские города Иван IV сочетает с культурным развитием слободы. Основывает первую в России консерваторию и сам занимается сочинительством музыки. Открывает первую в стране провинциальную печатню, где сподвижник Федорова, Андроник Невежа, выпускает «Псалтырь Слободскую». Предполагают даже, что именно здесь затерялись следы богатейшей библиотеки Ивана Грозного. Спустя столетие на этом месте строится Успенский женский монастырь. После усмирения стрельцов Петр I заточает в монастырь свою сводную сестру Марфу, для которой строятся особые палаты.
Сейчас же Александровский кремль поражает тишиной, спокойствием, умиротворенностью – монахини косят траву под стенами белокаменного Троицкого собора, притягивает взгляд устремленная ввысь Распятская церковь-колокольня. С этим памятником связана легенда о холопе Никите, который смастерил крылья и полетел с пятидесятиметровой высоты, «аки птица». Осуществившего свою мечту Никиту постигла страшная участь. Он был по велению Ивана Грозного посажен на бочку с порохом, и последнее, что услышал, было циничное напутствие царя: «Ты хотел лететь, лети».
За царским столом
Слушая завораживающий рассказ изящной девушки-экскурсовода, мы с нетерпением ожидаем царского приема. И вот открывается низкая дверца, и мы оказываемся будто внутри красивой шкатулки – стены, потолок затянуты тканью, пол устлан ковром. Звучат стихиры Ивана Грозного, мерцают свечи, и представляется, что вокруг нас снуют стольники и чашники, под образами сидит царь, по правую руку от него – почетные гости, принимающие хлеб-соль из рук самого царя, а на дальнем конце стола перед гостями нет даже солониц, придется им уходить не солоно хлебавши. Нам же это не грозит, мы здесь почетные гости, и прием, оказанный нам в следующем городе нашего путешествия, Переславле-Залесском, в очередной раз убеждает в этом.
Хлебосольный Переславль
В гостинице «Переславль», расположенной в центре города, мы устроены в уютных номерах с телевизором, холодильником, телефоном. Спускаемся в ресторан, где милые и предупредительные девушки-официантки угощают нас вкуснейшим обедом – солянкой с лимоном и маслинами и печенью в ароматном соусе. Переславль всегда славился своей кухней, а выловленная в здешних местах рыба подавалась к царскому столу. После обеда отправляемся в Переславский историко-художественный музей. Любители живописи наверняка будут довольны коллекцией живописи музея: полотна передвижников, художников объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет». Из музея идем в Успенский собор Горицкого монастыря, где воображение поражает иконостас в стиле барокко работы десяти московских художников.
Иконостас в Успенском соборе.
С сожалением покидаем Горицкий монастырь, но дальше наш путь лежит к удивительному озеру Плещееву, где триста лет назад Петр I начал строительство своей «потешной» флотилии. В музее «Ботик Петра» можно увидеть единственный сохранившийся из всей флотилии бот «Фортуна». По преданию, он сделан самим Петром.
Ночная жизнь
Усталые, но довольные, возвращаемся в гостиницу. После сытного ужина надеемся в номере «переварить» впечатления, но не тут-то было: невозможно не заглянуть в гостеприимный клуб «Фантазия». Приятная музыка, продуманное освещение, напитки на любой вкус, предупредительные бармены – все это настолько располагает к отдыху, что и к 4 часам утра гости не думают расходиться. А их и не торопят. Так пролетает первый день нашего путешествия, а сколько еще предстоит завтра.
С именем Сергия
Сразу же после завтрака отправляемся в Сергиев Посад (у многих до сих пор на слуху прежнее название города – Загорск). Здесь находится единственный в России Музей игрушки. Мы узнаем, что матрешка сравнительно недавно появилась на Руси, что ее прообразом, возможно, послужила японская разъемная фигурка. Но настоящей родиной матрешки стал Сергиев Посад. Наряду с деревянными здешние мастера создавали игрушки и из папье-маше. Игрушки получались легкими и внутри пустыми, что позволяло поместить в них двигательные механизмы, и тогда игрушечная фигурка совершала несложные повторяющиеся движения. Что удивительно, все игрушки, сделанные сто лет назад, до сих пор действуют.
Сокровища монастыря
После вкусного обеда в ресторане «Золотое кольцо» нас ждет Троице-Сергиева лавра – монастырь, основанный во времена нашествия Золотой Орды Сергием Радонежским, великим нашим предком, который вселил в русских людей веру в победу над монголо-татарами. Здесь же Сергий и похоронен. Над его могилой в начале XV века был возведен Троицкий собор. В «похвалу» Сергию Андрей Рублев написал знаменитую на весь мир икону «Троица». Сейчас икона перенесена в Третьяковскую галерею, а в ризнице – сокровищнице монастыря – хранится оклад работы мастеров Оружейной палаты. Над ним работало около трех поколений московских мастеров. Ризница, пожалуй, самая интересная экспозиция лавры. Здесь хранятся вклады – пожертвования, которые давали за помин души, за погребение на святой земле монастыря. Жертвовались не только деньги, но и бесценные произведения искусства. Дух захватывает от экспонатов, выполненных в технике лицевого шитья – искусства, пришедшего из Византии вместе с принятием христианства. Над каждым шедевром трудились несколько вышивальщиц. Иногда одно произведение мастерица создавала всю жизнь. Лицевое шитье настолько совершенно, что его называют живописью иглой. «Жемчужная» пелена, расшитая мелким речным и крупным океанским жемчугом и драгоценными камнями, золотые и серебряные кубки, ковши, потиры – эти произведения искусства уникальны и неповторимы. Одного дня, конечно же, мало, чтобы осмотреть все сокровища лавры. Ведь здесь расположены уникальные архитектурные памятники. Успенский собор, Троицкий собор, Духовская церковь, Царские Чертоги, Трапезная – ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался русскими зодчими в течение двух столетий (с ХV по ХVII век). Одна из последних построек – Надкладезная часовня, построенная над местом, где прозрел слепой монах Пафнутий, умыв лицо водой из источника. Напившись чистой, прозрачной, вкусной воды, с грустью и благодарностью покидаем Сергиев Посад. Вот и закончилось наше паломничество к своим историческим корням, оставившее незабываемые впечатления о неповторимой красоте древнерусских городов.
|
|
- 0
- 18 апреля 2014, 13:13
- Robot
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть