Храмы Ангкора

Камбоджа – первая страна, куда я отправилась не в составе туристической группы, а «дикарем». В декабре 2002 года, находясь в командировке в Сайгоне (Sai Gon), решила съездить на автобусе в Пномпень (Phnom Penh), побыть денек там, а затем посмотреть храмы Ангкора (Angkor). Дорога от Bavet до Phnom Penh была худшей, которую мне доводилось видеть. Мы ехали почти сутки, и в Пномпень я приехала уставшей и голодной.

Храмы Ангкора в Камбоджа
Храмы Ангкора в Камбоджа.

В Пномпене первым делом я купила экскурсии на «Поля смерти» (Killing Fields) и «Музей геноцида» (S-21 prison). Ну что поделаешь, такие вот достопримечательности в Камбоджи! Это очень грустные места. Во времена «красных кхмеров» тысячи камбонджийцев были убиты и похоронены в братских могилах на «Полях смерти». Внутри мемориального здания находится 8 000 черепов убитых и похороненных здесь людей. С 1975 года, который назвали «Year Zero», режим красных кхмеров всего за 3 года 8 месяцев уничтожил более 2-х миллионов камбойджийцев!

Справка: Поля смерти (The Killing Fields of Choeung Ek). Расположены примерно в 15 километрах от центра города. Это своеобразная «скорбная визитная карточка» города. Это музей скорби и памяти погибшим, захороненным на месте бывшего китайского кладбища, с которыми «Красные Кхмеры» расправились во время своего четырехлетнего террора. В основном здесь были спрятаны в землю заключенные тюрьмы Tuol Sleng. В память о жертвах геноцида и в напоминание о произошедших ужасах здесь соорудили музей. Его экспозиция не слишком разнообразна и в основном состоит из останков жертв, их одежды, орудий убийства и пыток и т.п.

Вынувшись из путешествия по печальным местам истории Камбоджи, во второй половине дня я арендовала гида на мотоцикле и покатила осматривать город. Успела посетить храм Ван Пном (Wat Phnom) и Королевский дворец (построенный в 1434 году королем Punheayat и перестроенным в 1886-1870 королем Norodom). Погуляла по набережной реки Меконг (Mekong), зашла в Национальный музей Камбоджи (The National Museum of Cambodia) и побывала у монумента дружбы Камбоджи и Вьетнама (The Cambodian-Vietnamese Friendship Monument).

Королевский дворец (The Royal Palace)
Королевский дворец (The Royal Palace).

Справка: Королевский дворец (The Royal Palace). Одно из самых известных мест в Пномпене. Комплекс королевского дворца до настоящего момента является действующей резиденцией короля Камбоджи. В комплексе расположены Тронный зал, павильон Слона, павильон Чан-Чай, вилла Наполеона Третьего, Серебряная пагода, Королевские сады и многое другое. Здесь также как и в королевском дворце Бангкока есть «Храм изумрудного Будды» со статуей, вырезанной из цельного куска изумруда.

На следующий день рано утром я отправилась на быстроходном катере в сторону Великого озера, в Siem Reap. 5 часов увлекательного путешествия – и я на месте! На пристани толпы встречающих и агенты различных отелей – в итоге место для ночевки нашла довольно быстро и заселилась без проблем. Во второй половине дня я купила 3-х дневный пропуск в храмы Ангкора (стоил он 40 долларов США) и пошла осматривать наверное самый знаменитых храм Ангкор-Ват (Angkor Wat). Вообще в области Ангкора находится около 100 храмов, построенных в период с 9 до 13 веков. Ангкор-Ват, как я уже написала – самый известный храм из всех, построенный в 12-ом веке королем Джайяварман II (King Jayavarman II). Мне было довольно тяжело подняться по лестнице на вершину храма, зато там я смогла насладиться прекрасным видом на окрестности.

Крепость Ангкор-Тхом (Angkor Thom)
Крепость Ангкор-Тхом (Angkor Thom).

Крепость Ангкор-Тхом (Angkor Thom), построенная в 12 веке – еще одна достопримечательность Ангкора. Жемчужина крепости – центральный храм Байон (Bayon) с 54-мя огромными башнями. Каждую башню украшают обличья Будды. А в 6 часов вечера я поднялась на вершину горы Bakheng, где уже собралось множество туристов в ожидании заката.

Во время моего путешествия со мной случился еще один забавный случай. По Камбоджи я путешествовала вместе с гидом на его мотоцикле. Однажды он встретил 3-х своих друзей, и мы отправились в местный ресторан. Ехать до ресторана было не близко – вечером, через безлюдные рисовые поля. Мне стало страшно – случись чего, никто не спасет. Но все обошлось – мы добрались до местного ресторанчика, мальчишка-официант принес местную острую пищу и много пива. Мой водитель выпил его столько, что уснул прямо за столом. Я забеспокоилась опять – утром я хотела посмотреть восход солнца в Angkor Wat, а мой водитель в доску пьян! Все бросились меня успокаивать и уверять, что утром он будет как огурчик. И правда, в 5 утра, когда мы отправились в Ангкор-Ват, мой гид выглядел вполне бодро и мотоцикл вел уверенно.
Когда мы подъезжали к храму, я оглянулась назад и увидела вереницу мотоциклов с зажженными фарами – сотни людей ехали встречать рассвет. А он был прекрасен! Сначала порозовели облака, а потом весь храм залился лучами нового дня!

Итак, в качестве резюме. Отправляясь в Камбоджи, я думала, что еду в страну, опасную для жизни. Оказалось, что мои беспокойства были напрасны – в Камбоджи вполне безопасно. Приветливые люди, интересные места. Мое первое самостоятельное путешествие удалось на славу!